ИМЕНЕМ БЕЗЗАКОНИЯ

Е. Батуева

    Процесс, который в октябре начнется в областном суде, можно смело назвать самым громким делом уходящего года. Перед правосудием предстанут бывшие сотрудники милиции - Андрей Тригубенко, занимавший должность заместителя начальника уголовного розыска Дзержинского РУВД Ярославля, его починенный, бывший оперуполномоченный Эдуард Сафронов, Александр Шавырин, работавший в УВД в отделе розыска угнанных транспортных средств, а также четверо жителей Твери.

РАБОТАЛИ ДВЕ БАНДЫ

    О том, что сотрудники ярославской милиции арестованы за легализацию угнанных автомобилей, пресса писала немало. Но только сейчас стали известны подробности этого необычного дела. Люди, по долгу службы призванные изобличать преступников и возвращать гражданам похищенное имущество, сами наживались на ворованном добре. Две преступные группировки - тверская и ярославская - действовали слаженно и согласованно. Тверские братки брали краденые и контрабандные машины, на компьютере изготавливали на них фальшивые паспорта транспортного средства (ПТС) и перегоняли в Ярославль. Здесь сотрудники милиции сначала регистрировали машины по поддельным ПТС, а потом помогали выправлять на них настоящие документы. Затем машины безбоязненно продавали, а выручку делили между всеми участниками группы.

КАК "ОТМЫТЬ" АВТОБУС

     Бывший заместитель начальника уголовного розыска Тригубенко успел засветиться в десяти эпизодах, каждый из которых достоен отдельной статьи. Самый яркий из них - история с пассажирским автобусом "Манн-Иризар". Его умудрились украсть у... продвигавшихся в Москву поляков. Когда поляки зашли пообедать в придорожное кафе - автобус угнали. После чего изготовили поддельные документы, и жители Твери Владимир Валетов и Максим Стратонитский перегнали его в Ярославль. Здесь по подложным документам Тригубенко зарегистрировал автобус на одного из своих подчиненных, выписав генеральную доверенность Валетову, после чего разработал план операции, в ходе которой фальшивый ПТС должен был быть заменен на настоящий. "Отмывали" автобус по такой схеме.

    12 марта 2001 года в Дзержинский РУВД поступило заявление от Валетова о том, что у него угнали автобус. Заявление было зарегистрировано, и начались поиски угнанного транспортного средства. Однако погони и задержания не было - к вечеру автобус обнаружился на окраине города. При осмотре оказалось, что у него спилены номера кузова и двигателя, а Валетов заявил, что из салона похищены документы. Дзержинский РУВД вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, на основе которого ГИБДД выдало легальные документы на угнанный автобус. В тот же день Валетов снял его с учета в Ярославле и продал.

    Подобным образом регистрировались в Ярославле и другие "левые", автомобили, среди которых, в основном, фигурировали иномарки: "Мерседесы", "Субару", "Ауди", "Форды", "Тойоты". Ярославские "оборотни" действовали настолько нагло, что даже когда им на пятки наступала милиция, они, не боясь "засветиться", доводили дело до конца.

    26 мая 2001 года в Ярославле была продана пригнанная тон же группой из Твери автомашина "Жигули" пятнадцатой модели. Однако когда новый хозяин пошел ставить ее на учет, сотрудники ГИБДД обнаружили, что документы у машины поддельные. Машина была конфискована и помещена на автостоянку УВД, материал был зарегистрирован в Дзержинском РУВД, а занимался его проверкой непосредственно оперуполномоченный УВД Шавырин.

    Проверять Шавырину было нечего, он и так прекрасно знал, что машина "кривая". Ему необходимо было как можно скорее легализовать "засветившийся" автомобиль. Сначала Тригубенко и Сафронов за взятку в размере 800 долларов помогли изъять со стоянки УВД арестованные "Жигули". Для этого потребовалось немного - документ от службы судебных приставов города Твери, разрешающий выдачу автомобиля. Машина была изъята и передана жителям Твери Рассказову и Зайцеву, которые и привезли необходимый документ. Как они его достали, можно только догадываться, однако, зная, что супруга Николая Зайцева работает в Твери федеральным судьей, нетрудно представить, как именно была добыта эта справка. А в то время, как дзержинские опера изымали автомобиль, сотрудник отдела по розыску автотранспорта УВД Шавырин предлагал ярославцу, купившему "левую" машину, за взятку ускорить процесс ее легализации.

ОПЕРАЦИЯ

    Легкие деньги вскружили голову недобросовестным стражам порядка. Они не знали, что по их следу уже давно идут сотрудники ФСБ. Операция проводилась одновременно в Твери и в Ярославле. Телефонные переговоры милиционеров и их подельников прослушивались, все их действия отслеживались. Необходимо было только дождаться благоприятного для задержания момента. И такой момент наступил в марте прошлого года, когда оперативники Ярославского Управления ФСБ получили информацию, что идет подготовка к легализации очередного автомобиля. Тверские договаривались о перегоне в Ярославль джипа "Тойота Лэнд Крузер", который контрабандным образом, минуя таможню, был провезен в Россию. У машины вовсе отсутствовали документы, а потому перед тем, как гнать ее в Ярославль, Николай Рассказов быстренько изготовил ПТС прямо на своем домашнем компьютере. За легализацию машины в Ярославле Тригубенко и его подельникам было обещано полторы тысячи долларов.

    В 3 часа ночи 15 марта Рассказов и Зайцев выехали из Твери, а около 8 утра они уже селились в гостинице "Колос" в Ярославле. С этого момента вся "гоп - компания" находилась под пристальным наблюдением оперативников. С утра Тригубенко вместе с Сафроновым поехали в ГИБДД регистрировать джип. Однако получить номера на машину в тот день им не удалось - по всей видимости, не было "своего" человека, который должен был оформить справку - счет. Опасаясь, что тверские уедут обратно, руководители операции решили проводить задержание в тот же день.

    Эдуарда Сафронова взяли, когда он выходил из маршрутного такси, Андрея Тригубенко арестовали непосредственно на рабочем месте. Тверские гастролеры, отправившиеся на хоккейный матч, были вызваны по телефону на встречу. Сотрудник ФСБ, позвонивший от лица Тригубенко, сказал, что документы на машину готовы, и попросил подъехать в центр. При передаче папки "с документами" Рассказов и Зайцев были задержаны.

    В это же время начались и обыски в Твери. Самым сложным оказалось решить вопрос с обыском квартиры Зайцева, супруга которого является федеральным судьей. По закону обыск у судьи может быть проведен только с разрешения коллегии судей. Задача осложнялась тем, что время было вечернее, и суд был уже закрыт. Сотрудникам ФСБ пришлось срочно разыскивать трех тверских судей, собирать импровизированную коллегию, которая и дала разрешение на обыск.

    Все обыски дали результаты. Ни квартирах у фигурантов изъяли - поддельные печати, коробки с наборными шрифтами, пачки чистых бланков паспортов на машины. Кроме того, оперативники обнаружили более ста ксерокопий уже заполненных ПТС на различные автомашины. Документы датируются 2000 - 2002 годами, поэтому можно судить о размахе деятельности группировки. Очевидно, что те десять эпизодов, которые удалось доказать Ярославской областной прокуратуре, лишь краткая глава из преступной эпопеи фальсификаторов.

    Почему же преступникам удалось так широко развернуться и почувствовать свою безнаказанность? Как считают работавшие по делу сотрудники ФСБ, причина здесь прежде всего в несовершенствах системы регистрации транспортных средств. Если в паспорте транспортного средства сразу не было обнаружено признаков подделки, то проверить его подлинность зачастую довольно сложно, особенно если, согласно документу, автомобиль кочевал от владельца к владельцу. Главный пробел в регистрационной системе - это отсутствие федеральной поисковой связи по ПТС, а также плохая связь между регионами. А потому не удалось доказать причастность к преступной группировке сотрудников ГИБДД, через руки которых прошли фальсифицированные ПТС. Они отделались всего лишь взысканиями за должностную халатность. Особенно тяжело стало бороться с угонами и легализацией ворованных машин после введения в действие нового УПК, поскольку теперь привлечь виновного к ответственности стало архисложно. По свидетельству оперативных работников, прослеживается причастность к делу о легализации иномарок многих сотрудников тверской милиции, однако доказать их вину не было возможности.

    Между тем статистика угонов растет с каждым днем. А тенденция причастности к легализации краденых машин сотрудников правоохранительных органов делает престунников все более недосягаемыми для законного возмездия.


Информация | СМИ о нас | Из истории | Музей Управления | Контакты | Почта